Мастер-класс для педагогов и студентов «Волшебные кольца Луллия»

19.11.2022 14:07

 

Цель: формировать представление слушателей о методике «Круги Луллия» в работе с детьми дошкольного возраста; изготовить данное пособие своими руками.

Ни для кого не секрет, что современных детей сложно чем-то удивить. Вокруг такое разнообразие всевозможных игрушек, развивающих игр, гаджетов. Поэтому педагоги, в том числе и в дошкольных учреждениях, стараются найти такие методы и приемы с детьми, чтобы заинтересовать их и максимально вовлечь в образовательный процесс.

Одним из таких средств, на мой взгляд, является универсальное дидактическое пособие – «Круги Луллия».

Изобрел эти круги в XIV в. Раймонд Луллий – французский монах, богослов, философ, алхимик. Он создал приспособление, логическую машину для открытия новых истин и умозаключений. Это приспособление представляло собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они распределены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив при это воображение.

Современных авторов ТРИЗ – Лелюх Светлану Викторовну, Сидорчук Татьяну Александровну, Хоменко Николая Николаевича – очень заинтересовал этот метод, и они адаптировали его к образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, разработав методику для детского сада – «Круги Луллия».

А что такое ТРИЗ?

Верно, это технология решения изобретательских задач. Данная технология помогает детям увидеть всю многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития. Она формирует умение грамотно мыслить и решать свои маленькие проблемы. Технология ТРИЗ способствует развитию у детей инициативности, самостоятельности, креативности и коммуникативности, столь важных в современном мире качеств.

Основная цель ТРИЗ-педагогики – формирование у детей творческого мышления, воспитание личности, подготовленной к решению нестандартных задач. К тому же ТРИЗ позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед чем-то неизвестным, сформировать восприятие проблемы не как непреодолимого препятствия, а как задачи, которую нужно решить.

Сейчас мы рассмотрим одну из методик ТРИЗ – круги Луллия. Для работы с дошкольниками рекомендуется использовать не более четырех кругов с количеством секторов от 4 до 6:

  • с детьми четвертого года жизни следует использовать 2 круга по 4 сектора на каждом
  • в работе с детьми пятого года жизни – 2-3 круга по 4-6 секторов
  • с детьми седьмого года жизни – 4 круга с 8 секторами на каждом.

Данное пособие достаточно просто сделать своими руками. Сейчас мы с вами попробуем изготовить его самостоятельно. Для этого нам понадобится:

  • круги и стрелки из картона
  • карандаши
  • линейка
  • клей
  • картинки разной тематики
  • шило
  • брадсы для скрапбукинга
  • скотч – двусторонний и обычный.

На 1 столе заготовки для пособия «Найди пару» - младший дошкольный возраст, из двух кругов по 4 сектора на каждом

На 2 столе – для игры «Посчитаем» - средний возраст, из трех колец по 4 сектора.

3 стол – старший возраст – пособие «Животные», 4 круга по 6 секторов.

Приступим к изготовлению пособия.

Шаг 1. Нужно расчертить круги на сектора.

Шаг 2. Наклеиваем картинки

Шаг 3. Шилом протыкаем все детали по центру и по очереди нанизываем их на гвоздик. Затем, с другой стороны, загибаем концы гвоздика.

Шаг 4. С нижней стороны кругов заклеиваем концы гвоздика сначала двусторонним скотчем, затем – простым.

Вот такие несложные в изготовлении, но очень практичные и интересные пособия у нас получились. К тому же это не требует больших финансовых затрат. Если у вас есть художественные способности, то все картинки можно нарисовать.

А теперь давайте попробуем с ними поиграть. Игры с кольцами Луллия проводятся с использованием реалистических и фантастических заданий. Как вы считаете, в чем заключается смысл этих заданий? В реальных заданиях нужно подобрать пары в соответствии с реальностью, прокручивается второй (третий и т.д.) круг, картинка которого обязательно должна соответствовать картинке с первого круга.

В фантастических заданиях раскручиваются все кольца и после обсуждается получившаяся комбинация либо составляется фантастический рассказ.

Сначала выполним реалистичные задания: 1 стол – подобрать пару к бабочке, 2 стол – найти соответствующую фигуру и цифру к картинке с изображением моркови, 3 стол – подобрать картинки к изображению белки (детеныш, чем питается, место обитания).

А теперь давайте пофантазируем – раскрутим круги хаотично и посмотрим, какие сочетания у нас получатся.

Вот такие увлекательные могут получится рассказы при использовании кругов Луллия. Вообще, круги Луллия – пособие универсальное, использовать его можно в любой области знаний – математика, речь, чтение художественной литературы и т.д.

Рефлексия. В своем мастер-классе я постаралась кратко представить информацию о технологии ТРИЗ, о методике «Круги Луллия» и показать несложную технику изготовления дидактического пособия по этой методике. А теперь пожалуйста поделитесь своим впечатлением об увиденном и услышанном. Если Вам было интересно, Вы узнали что-то новое – положите в коробочку веселый смайлик. Если же информация для Вас не нова, было не интересно – грустный смайлик.

Большое спасибо за внимание и активное участие!